Донецкая Академия
Автомобильного Транспорта
University of Transportation
Systems and Technology
“Donetsk Academy of Motor Transport”
+38062 345 4337
+38093 255 4726
+38099 119 3703
+38071 308 7666
Высшее образование дистанционно
Популярно о дистанционном образовании
Последипломное и параллельное образование
Автошкола
Карьера и трудоустройство

Популярно о дистанционном образовании

Современные проблемы, с которыми сталкивается сегодня цивилизация, приводит к пониманию того, что все они сосредоточены в самом человеке, его внутреннем мире. В связи с этим ставка делается на образование, как главный механизм, способный вывести общество из кризиса, согласовать ценности и цели отдельного человека и общества. Анализируя научную, педагогическую, методологическую, философскую литературу, можно констатировать, что за последние 10-15 лет трактовки термина "образование" изменились радикально. Происходит переосмысление понятия образование, его роли, значения и функций; повышается социальная роль образования, от его направленности, эффективности во многом определяются перспективы развития цивилизации; все это необходимо учитывать в практике, особенно при организации инновационной деятельности.

Ученые далекого прошлого полагали, что в обучении XXI века будет использоваться метод электрической стимуляции головного мозга, что, по их мнению, может способствовать развитию умственных способностей ученика. Но гипотеза так и осталась гипотезой и до сих пор не нашла научного подтверждения, а технологии третьего тысячелетия стали развиваться в другом направлении. Среди новых веяний в области просвещения – дистанционное образование.

Оставляя в стороне попытки назвать апостольские послания началом обучения с помощью почты, история этого явления берет начало с 1840 года, когда Исаак Питмен начал обучать людей стенографии по почте. Так называемое «корреспондентское образование» тех времен заключалось в обмене письмами между преподавателем и студентом: студент отсылал преподавателю письменные работы и получал от него комментарии и учебники.

Дистанционное обучение является одной из форм обучения, признанных в Украине. Интенсивное развитие дистанционного образования в Европе и Америке началось в 70-х годах. С 2000 года в Украине официально внедряется дистанционная форма обучения в вузах.

Дистанционное образование в Украине регулируется Концепцией развития дистанционного образования в Украине и Положением о дистанционном обучении МОН Украины. Под дистанционным обучением понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых удаленным от учебного заведения студентам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией с использованием современных телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Обучаться дистанционно могут лица, имеющие среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, способные и имеющие возможность овладевать знаниями и выполнять учебный план с помощью дистанционных образовательных технологий.

Весь процесс в рамках дистанционного обучения осуществляется посредством Интернета, а также с применением иных видов коммуникаций и технических средств. Обучение осуществляется в соответствии с рабочими учебными и  учебно-тематическими планами. Для получения дипломов или сертификатов об обучении студенты должны выполнить ряд контрольных заданий или проектов, а также пройти тестирования.

После внесения определенной платы и регистрации студент факультета дистанционного обучения получает задания по всем обязательным и необходимому количеству факультативных предметов, а также необходимые учебные и методические пособия и проверяющие уровень достигнутых знаний тесты. По мере выполнения всех учебных заданий слушатель продвигается по курсу и, изучив всю программу и пройдя выходное тестирование, получает право на получение сертификата об окончании избранного высшего учебного заведения. При такой ситуации, с одной стороны, резко возрастают требования к качеству учебно-методических материалов, а с другой — особенно остро встает вопрос о стимуле к образованию. Как гласит английская пословица: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить».

Дистанционное обучение требует от студентов, прежде всего, жесткой самодисциплины, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Нужно уметь распределять свое время, не откладывая выполнение заданий до дня сдачи. Необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. Стимулом для дистанционного образования должна быть осознанная потребность к получению недостающих знаний, а не желание получить документ о высшем образовании. В современных условиях в Украине и станах СНГ такой стимул может быть у сформировавшихся специалистов с высшим образованием, имеющих опыт работы и желающих получить дополнительные знания, необходимые ему для более эффективной либо более высокооплачиваемой работы, или, исходя из его личной оценки спроса и предложения на рынке труда, получить новую специальность.

Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для украинского человека является мощным побудительным стимулом.

Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.

К положительным сторонам дистанционного образования можно отнести следующий ряд аспектов.

Дистанционное образование решает проблему значительного территориального удаления потенциальных студентов от вузов. Поездка для поступления в другой город часто является неприемлемой из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих людей, как правило, имеющих семьи и высокий уровень занятости, для которых поездки в другой город сопряжен со значительными проблемами.

Дистанционное обучение обходится дешевле. Дистанционное образование обладает существенными преимуществами для обучающихся, их работодателей и учебного заведения. Работодателю выгодно, когда его подчиненные получают образование фактически без отрыва от производства и им не требуется дополнительный отпуск на учебу два раза в год. Для студента важно, что из общих расходов на обучение можно вычесть расходы на проезд к вузу и проживание в период обучения. Кроме того, время для работы с учебно-методическими материалами выбирается студентом самостоятельно. Это позволяет человеку достаточно гибко использовать собственное время, существенно экономить его для семьи, отдыха, друзей, разных важных дел и работы. Такое обучение по ряду параметров выгодно и для вуза. Например, значительно снижаются затраты на аренду и оборудование аудиторий.

Студент может выбирать собственный темп обучения. В традиционном образовании существуют определенные ограничения на время обучения – семестры и сессии. Студенту необходимо посещать все лекционные, практические, семинарские и лабораторные занятия в строгом соответствии с учебным планом и расписанием. Во время сессии ему нужно сдать зачеты и экзамены по изучаемым дисциплинам. Однако, если он пожелает сдать их значительно раньше окончания семестра, то нужно будет преодолеть определенные бюрократические процедуры. В дистанционном обучении такие ограничения минимальны. Учебные материалы, тесты и контрольные работы доступны студенту практически в любое время. Он может самостоятельно выбирать время и объем изучаемых материалов и может, например, за два-три дня интенсивных занятий выучить и сдать дисциплину, а за неделю или месяц – сдать экзамены за весь семестр.

Получение современных знаний, умений, навыков и способов действий в новейших технологиях. Студенты, обучающиеся дистанционно, постоянно имеют дело с современными технологиями представления и обработки информации, такими, как компьютерные технологии, видео- и аудиотехнологии, Интернет и пр. Поэтому им приходится осваивать эти технологии, получая дополнительные навыки и умения, которые значительно повышают общеобразовательный и технический уровень студента, его конкурентоспособность.

Главной положительной чертой ДО является то, что технологии ДО формируют навык самоопределения и ответственности, приучают к необходимости не только добывать знания, но и применять их в конкретной жизненно значимой ситуации. То есть с одной стороны, ДО формирует навыки самостоятельного труда и делового общения, с другой — воспитывает чувство ответственности и обязательности в выполнении учебных заданий.

Эксперты рисуют радужные перспективы развития дистанционного образования. Так, известный американский экономист Питер Друкер считал, что американские университеты в своем традиционном виде прекратят существование к 2030 году.

Таким образом, дистанционное образование — вещь очень удобная и полезная, однако основное образование таким способом целесообразно получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии.


Контактная информация
Адрес:83086 г. Донецк, пр. Дзержинского, 7.
Проезд: Трамвай №9,10 остановка школа №3. (Схема проезда)
Телефон: +38 062 345 21 90
e-mail: rector[at]diat.edu.ua
(С) 2011-2014 Донецкая академия автомобильного транспорта

Сайт разработан отделом информатизации ДААТ. Материалы сайта www.diat.edu.ua
не могут быть использованы полностью или частично
без письменного разрешения администрации ДААТ.